Публикации

Игорь Новосёлов

Независимый постановщик трюков, каскадер, всеми признанный авторитет в трюковом сообществе. Не смотря на возраст и статус, продолжает лично выполнять сложные трюки.

Летайте автомобилями...

О том, что помогает автокаскадерам выйти целыми и невредимыми из машины, десять раз перевернувшейся или пролетевшей полсотни метров по воздуху, корреспонденту AN рассказал руководитель Агентства трюковых съемок Игорь Новоселов.

– Игорь, для начала в двух словах о вашей компании.

– Агентство организовано в 2002 году как объединение профессиональных каскадеров Москвы и Санкт-Петербурга. Наши специалисты выполняли трюки во многих фильмах. К примеру, «Свои» режиссера Дмитрия Месхиева, «Побег» Егора Кончаловского, первая и вторая части «Антикиллера», все «Гардемарины» Светланы Дружининой, «Тайны дворцовых переворотов», «Сматывай удочки»… В общем, все не перечислишь. Конечно же, было немало и автомобильных трюков.

– Какая подготовка требуется от автокаскадера? Сколько времени уходит на взращивание хорошего специалиста?

– Конечно же, молодого за руль в кадре не посадишь. Начинается все с тренировок, причем не только автомобильных. Проводим занятия по самообороне и различным видам борьбы и на выносливость тренируемся. Каскадер должен быть мастером на все руки и всегда готовым к тому, что от него потребуется нечто большее, чем планировалось поначалу. Для этого необходима серьезная подготовка. В том числе психологическая.

– Автомобиль ведь тоже надо подготовить к трюку. Какие меры предпринимаются для безопасности каскадера?

– Это большой комплекс работ, от тщательности которых напрямую зависит жизнь того, кто в трюковой машине за рулем. В первую очередь отбираем сам автомобиль. Хорошо, если бюджет фильма позволяет и машину выбрать подходящую, и сам трюк выполнить более изысканно. Но так бывает далеко не всегда. В отечественных сериалах нередко приходится выполнять трюки на всяческом старье. И тут очень важно, чтобы кузов был крепкий, не гнилой. Конечно же, и мотор требуется не убитый, и тормоза надежные. Особенно ручной тормоз – он нужен для всевозможных разворотов. По той же причине предпочтительны заднеприводные машины – на них заносы и скольжения удаются лучше и выглядят эффектней.

Дополнительно мы вставляем в такой автомобиль каркас безопасности. Кроме того, полностью разбираем салон и ликвидируем штатный бензобак, вместо которого в багажнике размещаем емкость размером со стакан. Все это делается из соображений пожарной безопасности. По той же причине вместо обычного сиденья устанавливаем специальное «ложе» по фигуре каскадера – оно не горит. Наконец, одеваем человека в костюм из несгораемых материалов и, само собой, в шлем. Плюс четырехточечные ремни. Но все равно рядом обязательно дежурит «скорая» и пожарная машина.

– И сколько времени уходит на подготовку?

– Около недели. За один-два дня трюк подготовить невозможно: кроме машины надо еще и место съемки оборудовать. Если планируется прыжок, нужен трамплин. Всевозможные перевороты часто делаются при помощи мортиры – приваренной к кузову машины трубы с пневматическим или пороховым зарядом. Спецэффекты вроде взрывов и пожара тоже требуют предварительной проработки.

– А есть ли место импровизациям на съемочной площадке?

– Автотрюк – тщательно спланированное и очень ответственное мероприятие. Но, как правило, для его съемки есть только один дубль, и совсем редко случается что-то снимать несколько дней. Если за границей бывает, что снимают один эпизод неделю, то у нас реалии другие: все подготовили, потом перекрыли территорию, исполнили – и все. Словом, тут не до импровизаций. Напротив, во всем – тщательный расчет, который требует столь же тщательного, пунктуального исполнения.

Поймите, сесть за руль, нажать газ и улететь на пятьдесят метров несложно – это почти каждый может. По-настоящему трудно другое – четко выполнить тот же прыжок с переворотом, приземлиться на колеса, продолжить движение и не снести при этом съемочную группу, операторов, декорации. А потом выбраться из машины целым. Какая уж тут импровизация!

– Есть ли какие-то приемы, которые способны упростить работу каскадера или снизить риск во время трюка?

– Самое распространенное решение – раздробить трюк на фазы и показывать их потом друг за другом. Например, при прыжке сначала машина взлетает – один кусок. Потом с другого ракурса – перелетели какое-нибудь препятствие. И третья часть – приземление. Снимается все врозь, монтируется вместе, и возникает иллюзия непрерывного действия. Так проще – ошибок траектории никто не увидит, как и неудачного приземления. Но для этого нужно как минимум три одинаковых автомобиля, много дублей и не один съемочный день. Однако жизнь диктует совсем другое. Поэтому просто сажаем каскадера за руль, тридцать три раза все проверяем, выстраиваем единственно верную скорость, траекторию. Затем звучит команда «мотор», и все делается за один дубль.

– Травмы часто случаются?..

– От серьезных бог миловал. А ссадины, ушибы всевозможные – это неизбежно. Хотя стараемся не рисковать напрасно и максимально все просчитывать.

– А курьезы?

– Курьезы? Был веселый случай неподалеку от представительства миссии ОБСЕ в центре Москвы. Снимали сюжет, где фигурировало несколько больших джипов. Подготовили площадку, машины, перекрыли улицу, каскадеру выдали оружие. И в это время рядом останавливается один из автомобилей миссии – точно такой же черный внедорожник. Водитель выходит, ключи оставляет в замке… В общем, перепутали мы машины.

И вот представьте: на глазах у изумленного милиционера, дежурившего перед зданием ОБСЕ, каскадер садится в посольский автомобиль и выполняет энергичный разворот. Дальше – сирена, задержание «опасного и вооруженного преступника»… Разобрались, конечно, посмеялись дружно. Словом, всякое бывает…

– Каскадер – профессия хорошо оплачиваемая?

– В последнее время мои ребята не жалуются. Раньше, конечно, трудно было, но теперь на достойную жизнь и приличные автомобили хватает.

Игорь Новоселов – член Союза кинематографистов России, руководитель Агентства трюковых съемок. Родился в Москве в 1961 году. Окончил Московский гидромелиоративный институт и Московский областной институт физкультуры. В 1980–1982 годах проходил службу в составе российского контингента войск во Вьетнаме. С 1985 года – в киноиндустрии в качестве каскадера и постановщика трюков.

Интервью провел Евгений Хапов

 

 

Летающий с лошади 

 

Профессия этого человека вызывает у кого-то восхищение, у кого-то страх и непонимание, у кого-то белую зависть и желание подражать. Он - каскадёр. Тот самый, что дублирует актёров в особо опасных захватывающих сценах, когда, например, главный герой кинокартины переворачивается в машине или прыгает на лошади в реку с пятиметрового обрыва. Кроме того, что Игорь Новосёлов - каскадёр, снявшийся за пятнадцать лет более чем в шестидесяти картинах (таких, как "Что сказал покойник", "Королева Марго", "Графиня де Монсоро", "Всё красное", "Особенности национальной политики", "Тихий Дон" и др.), он еще и постановщик трюков. Им, например, были поставлены трюки в фильмах "Виват, Гардемарины" и "Гардемарины - 3".

Как-то раз товарищ Игоря, оператор студии им. Горького, познакомил его, только что вернувшегося со службы во Вьетнаме, с ведущим каскадёром СССР по конным трюкам в кино Евгением Богородским, который сразу увидел в Новоселове ярко выраженные способности к опасному ремеслу: хорошую физическую подготовку, энергичность и способность разумно действовать в экстремальной обстановке.

Богородский обучил Игоря трюкам с лошадьми, объяснил, как делать подсечку (трюк, когда всадник и лошадь падают вместе), завал (трюк, при котором лошадь заваливается на бок), переворот кареты и т.д. "Но самое главное, что я тогда усвоил, - говорит Игорь, - что без доверия между человеком и лошадью никакого трюка не получится".

В процессе работы Игорь кормит коней сухарями и морковкой с сахаром, поощряя их за успехи и устанавливая с лошадью дружеские отношения. Это - первый секрет профессиональной кухни каскадёра. И таких секретов у Новосёлова множество. Прежде, чем начать работу, каскадёр подбирает коня по характеру. Чтобы лошадь делала "завал", у неё должна быть спокойная, уравновешенная психика. Чистокровки: Английская чистокровная, Араб - вообще не подходят для трюков, в отличие от рысаков Будённовской, Донской, Кабардинской, Терской, Орловской и Русской пород.

Начиная подготовку трюка "прыжок в воду на лошади с пятиметрового обрыва", каскадёр сначала садится на нескольких коней по очереди и заходит с ними в воду, выбирая того, который воды не боится. "Я, - говорит Игорь, - сразу чувствую, подходит лошадь или нет. Сяду два раза и чувствую". После чего лошадь и каскадёр прыгают в течение 2-3 недель с метровой высоты, постепенно повышая количество метров до высоты, необходимой для трюка. За каждое маленькое достижение конь получает поощрение.

А чтобы научить коня без боязни пробивать витрину, сначала дрессировщик вешает перед ним чёрную тряпку, заставляя пробить её, затем чёрную он заменяет на белую, белую - на прозрачный полиэтилен, которым накрывают парники. И так - до необходимого результата.

Помимо владения различными методами подготовки коня к трюку, каскадёр должен уметь предугадывать внезапную перемену настроения животного во время съёмки. Случается, что конь, в манеже и на природе работающий хорошо, впервые очутившись на съёмочной площадке, теряется, пугается осветительных приборов, дыма пиротехники. Зная это, Новосёлов приводит коня в студию за полчаса до работы и просит осветителей потихоньку включать дики (осветительные приборы), - в это время лошадь адаптируется к новой обстановке.

В том случае, когда каскадёр работает с лошадью умело, после трюка, кажущегося со стороны чудовищно опасным, животное чувствует себя прекрасно. У Новосёлова за пятнадцать лет работы конь ни разу не травмировался. И у самого Новосёлова тоже не было никаких травм, отчасти потому что рождён, видно, под счастливой звездой, но, в основном, потому что в совершенстве владеет приёмами профессионального каскадёра. Например, когда он делает подсечку (падает вместе с лошадью), летит вперёд рыбкой, а возле земли сворачивается клубочком и начинает "обкручиваться" через спину, ухитряясь увильнуть от падающей лошади. А когда летит с высоты, перед приземлением всегда переворачивается на спину.

Игорь Новосёлов - человек, увлеченный своим делом, требующим смелости, собранности, жёсткости, - в общении мягкий и немного замкнутый. Отвечая на вопрос "Что Вас побудило стать именно каскадёром?", Игорь назвал азарт - и желание попасть в мир кинематографа, который казался ему волшебным. Что ж, это ему удалось, миллионы телезрителей с замиранием сердца смотрят трюковые сцены, восхищаясь каскадёром, создающим сказочный образ бесстрашного и всемогущего героя, которым в душе мечтает быть каждый мальчишка.

Интервью провела Наталия Феклисова

Источник: Автоньюз.Ру, Русский переплёт